Понятие

Объекты защиты от недобросовестной конкуренции как таковые не являются объектами интеллектуальной собственности, но в силу того, что недобросовестная конкуренция, в первую очередь, направлена на нарушение «интеллектуальных» прав законных правообладателей, то такие объекты защиты от недобросовестной конкуренции приравнены к объектам интеллектуальной собственности.

Недобросовестной конкуренцией являются любые действия конкуренции, которые противоречат правилам, торговым и другим честным обычаям в предпринимательской деятельности. Недобросовестной конкуренцией признаются следующие действия:

1) Неправомерное использование деловой репутации хозяйствующего субъекта (предпринимателя), а именно: - неправомерное использование чужих обозначений, рекламных материалов и упаковки - неправомерное использование товара другого производителя - копирование внешнего вида изделия - сравнительная реклама

2) Создание препятствий хозяйствующим субъектам (предпринимателям) в процессе конкуренции и достижение неправомерных преимуществ в конкуренции, а именно: - дискредитация хозяйствующего субъекта (предпринимателя) - купля-продажа товаров, исполнение работ, оказание услуг с принудительным ассортиментом - склонение к бойкоту хозяйствующего субъекта (предпринимателя) - склонение поставщика к дискриминации покупателя (заказчика) - склонение хозяйствующего субъекта (предпринимателя) к расторжению договора с конкурентом - подкуп работника поставщика - подкуп работника покупателя (заказчика) - достижение неправомерных преимуществ в конкуренции

3) Неправомерный сбор, разглашение и использование коммерческой тайны - неправомерный сбор коммерческой тайны - разглашение коммерческой тайны - склонение к разглашению коммерческой тайны - неправомерное использование коммерческой тайны

Отдельно хочется остановиться на таком виде недобросовестной конкуренции, как неправомерный сбор, разглашение и использование коммерческой тайны.

Коммерческая тайна, ноу-хау, торговые секреты, конфиденциальная информация, секреты производства – все эти термины, имеющие каждый по отдельности свою специфику употребления, в общем обозначают один и тот же термин, получивший в Гражданском кодексе Украины наименование «коммерческая тайна».

Коммерческой тайной признается секретная информация, которая в целом или в совокупности ее составляющих неизвестна и не является легкодоступной для лиц, обычно имеющих дело с подобной информацией, имеет коммерческую ценность и в отношении которой ее монопольный владелец применяет меры по сохранению ее секретности.

Коммерческая тайна является наиболее универсальным объектом интеллектуальной собственности, поскольку в отличие от других объектов интеллектуальной собственности (торговых марок, промышленных образцов, изобретений и т.д.), под которыми понимаются четко определенные результаты интеллектуальной деятельности, под объектом коммерческой тайны могут подразумеваться любые сведения технического, организационного, управленческого, коммерческого, финансового, производственного и другого характера, т.е., в принципе, любая информация в сфере деятельности, которая объективно имеет действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу ее неизвестности другим лицам и в отношении которой ее обладатель хочет сохранить монопольное владение. При этом коммерческой тайной может быть объявлена информация, которая имеет все основания получить патентную охрану, но в силу каких-то причин ее обладатель не желает обнародовать и патентовать такую информацию в установленном порядке. Кроме того, в отличие от других объектов интеллектуальной собственности, коммерческая тайна имеет неограниченный срок охраны и не требует государственной регистрации.

Обратной стороной универсальности коммерческой тайны как специфического объекта интеллектуальной собственности является сложность охраны и защиты коммерческой тайны. Поскольку владение коммерческой тайной состоит в засекречивании обладателем информации, составляющей коммерческую тайну, от широкой публики и выставлении требований, чтобы другие лица не применяли незаконных способов завладения такой информацией, то собственник коммерческой тайны должен предпринимать активные действия, направленные на сохранение монопольного владения конфиденциальной информацией. К таким действиям относятся: разнообразные технические меры защиты конфиденциальной информации, организационные мероприятия, связанные с подбором сотрудников, организацией документооборота и т.д. Необходимой мерой для обеспечения сохранения коммерческой тайны является разработка и принятие комплекса документов, устанавливающих на предприятии правила охраны коммерческой тайны. Защита коммерческой тайны осуществляется как в административном, так и в судебном порядке.

 

Срок охраны

Защита от недобросовестной конкуренции в отношении объектов интеллектуальной собственности осуществляется в течение сроков действия исключительных имущественных прав на каждый отдельный объект интеллектуальной собственности в пределах сроков исковой давности, предусмотренных действующим законодательством.

 

Услуги Патентного бюро «АйПи Консалт»

Патентное бюро «АйПи Консалт» оказывает следующие услуги в защите объектов Вашей интеллектуальной собственности от недобросовестной конкуренции:

  • досудебная (в том числе, административная) и судебная защита от недобросовестной конкуренции
  • разработка для Вашей компании комплекса юридических мер по защите коммерческой тайны.